Вышивка барджелло

Вышивка барджелло

Вышивка Барджелло – старинная флорентийская вышивка, на основании которой создаются потрясающие пламенные узоры на полотне. Такая итальянская вышивка bargello применяется для создания объемных красочных узоров и орнаментов. Вышитые таким способом фигуры имеют как острую форму, так и слегка сглаженную – округлую.

С первого взгляда барджелло легко спутать с один из самых распространённых видов вышивки – гладью. Главным отличие одной от другой является то, что bargello имеет более ограниченную направленность и размеры отдельных стежков, позволяя тем самым более широко использовать цветовые переливы и формы. Читайте еще: Вышивка на вязаных изделиях.

Восхитительный внешний вид готовых изделий достигается за счет особенностей выполнения такой технологии. В классическом bargello применяют однотипные стежки определенной длиной. С течением времени флорентийская техника барджелло развивалась и претерпевала некоторые изменения относительно потребностей рукодельниц.

Основной сферой применения bargello является создание красочных панно, разнообразных декоративных аксессуаров, применяемых в интерьере. Это могут быть подушки, покрывала, а также одежда и аксессуары. Особенно изумительно такая вышивка смотрится на обручах, кошельках, сумочках, платьях и блузах.

Такие пламенные, необычные узоры можно нанести на любой мягкий материал. Подберите подходящий мастер-класс, и вы самостоятельно сможете повторить оригинальные мотивы, характерные для техники флорентийская вышивка.

История техники: от приданного до тюрьмы и мантия священника

История техники: от приданного до тюрьмы и мантия священника

Заметки о зарождении техники барджелло достаточно туманны. До сих пор идут споры по поводу того, какая же страна, Италия или Венгрия, стала первооткрывателем техники барджелло.

В Италии говоря об этой технике используют сразу несколько названий: punto unghero, что значит «венгерский стежок», fiorentino — «флорентийская вышивка» и непосредственно барджелло, которое появилось несколько позже.

Есть несколько распространенных версий появления флорентийской вышивки. Хотя и некоторые из них не подтверждаются историческими фактами, каждая из них имеет право на существование.

Легенды и факты

По одной из версий, когда принцесса Елизавета Венгерская (7 июля 1207 — 17 ноября 1231) стала женой одного из наследников могущественной семьи Медичи, она привезла во Флоренцию красиво вышитое приданое. Жительницам Флоренции безумно понравились узоры с языками пламени и они начали практиковать эту технику. Но если разобраться, тут есть много противоречивых исторических фактов.

В первую очередь смущает то, что Елизавета Венгерская не становилась женой никому из членов семьи Медичи. Она вышла замуж за принца Людвига IV в 1220 г. Но возможно, Елизавета действительно привезла эту технику в Италию, но явно не в качестве приданного, а просто во время одного из своих многочисленных путешествий. После того, как к этой технике приловчились итальянки, ее стали называть «Венгерский стежок».

Во Флоренции есть замечательное здание, которое появилось примерно в 1250 г. – дворец Барджелло. Сейчас в нем расположен национальный музей с великим множеством экспонатов. Самым выдающимся примером флорентийской вышивки или барджелло, является коллекция кресел, которую музей приобрел в 1886 г.

Есть мнение, что возникновение этой техники вышивки связано с тем фактом, что ранее дворец Барджелло был не чем иным, как тюрьмой и, предположительно, эту технику разработали заключенные.

Но это довольно спорный вопрос, поскольку учитывая тот факт, что камеры тюрьмы располагались под землей и естественный свет туда не проникал, заниматься рукоделием, а тем более вышивкой не представляется возможным.

По другой легенде есть многочисленные доказательства того, что этим видом рукоделия владела еще одна венгерская принцесса – Ядвига (3 октября 1373 — 17 июля 1399). В 1386 году она вышла замуж за польского короля Ягайло (Владислав II Ягелло).

Согласно некоторым источникам, Ядвига поразила своего мужа своим умением вышивки. Она расшила мантию для священника в технике bargello и украсила ее гербами Польши и Венгрии. Считается, что именно благодаря ей, эта техника стала популярной в Польше.

Пламенные узоры в Европе

Подобная техника вышивания в средневековье была распространена не только в Италии, Венгрии и Польше. Рассматривая многие предметы старины в музеях Англии, Франции, Нидерландах можно заметить зигзагоподобные и яркие узоры пламени.

В Англии в музеях «Parham House» и «Chastleton House» хранятся экспонаты с использованием этой техники 1560-1585 годов. Именуются она Flame Stitch (пламенный стежок). В то время как во Франции считается, что изделия с пламенной вышивкой, получившие популярность в начале XVII века, выполнены стежком «bergamo» (бергамо).

Нидерландцы в свою очередь, считали себя первооткрывателями этой техники и называли ее «Irish Stitch», или ирландский стежок. В XVIII веке среди девушек было популярно вышивать своим женихам мужские кошельки.

Последняя версия о происхождении флорентийской вышивки описана в монографии работника музея Барджелло, которая посвящена текстилю барокко. В ней он говорит о том, что вышивка привезена в итальянский город Перуджи женой св. Стефана, который в 1001 г. стал королем Венгрии Стефаном I (Иштван I).

Споры по поводу того, какая из этих версий является истинной, продолжается до сих пор. Одно лишь известно точно: пламенные узоры были популярны во всей Европе не только в средние века, о чем свидетельствует множество сохранившихся в музеях экспонатов. Эта тенденция сохраняется по сей день и уже распространилась по всему миру.

Эффект калейдоскопа

Более 700 лет техника пережила без существенных изменений. Барджелло исполняли традиционно прямыми стежками в одном направлении. Пока, в 1972 г. Дороти Кестнер не выполнила вышивку в «четырех направлениях», тем самым придала своей вышивке эффект калейдоскопа.

Ткань разделила по диагонали на 4 основных части, а узор выполнялся в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях.

Немного позже, не останавливаясь на достигнутом, Дороти Кестнер вышила барджелло по 8-ми и 12-ти направлениям. Стежки в них выполняются не только горизонтально и вертикально, а еще и по диагонали.

Флорентийская вышивка смогла пройти долгий путь от Европы средневековых годов, крестовых походов и пришествий чумы до наших дней, где современные рукодельницы, черпая вдохновение из фотографий старинной вышивки, добавили ей не только новые направления, но и новые материалы.

Ленты, разные по текстуре нитки и бисер – все это позволяет создавать не просто красивый вышитый рисунок, но и различные визуальные эффекты: глубину, объем, контраст и градиент (растяжка цветов от темного к светлому и наоборот).

Необходимые материалы и инструменты

Необходимые материалы и инструменты

Увидев один раз вышивку баржделло, любая мастерица обязательно захочет повторить своими руками этот узор. Эта техника не так широко распространена в наше время. Это целая феерия красок, которая захватит вас с первого взгляда.

Чтобы приступить к такой вышивке приготовьте:

  1. материал для вышивания равномерного плетения;
  2. иголки, которые имеют затупленный кончик и широкое ушко;
  3. объемные нитки ярких оттенков, которые подходят к материалу;
  4. ножницы.

Также в работе дополнительно могут пригодиться особенные ножнички для вышивки и специальные пяльца, помогающие ускорить процесс вышивки баржделло.

Флорентийская вышивка bargello – одна из самых ярких техник, существующих в современном мире. Поэтому прежде, чем начать ее освоение тщательно осуществите подбор необходимых материалов. Используйте для вышивки нити с пышной и пушистой структурой.

Это поможет готовой работе иметь мягкую и как бы набитую форму. Нитяной слой в идеале должен соответствовать размерам клетки на ткани во избежание ненужной твердости. На основании техники барджелло, создается изображение которое покрывает всю тканевую основу, где создается вышивка.

В итоге узор bargello выходит красивым и пышным по обеим сторонам. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо осуществить подбор специальной схемы барджелло. Начинайте с простых мотивов, который постепенно помогут вам понять технологию их создания.

Курс прокладки стежков позволяет сформироваться узору и лежит в основе его вышивания. Сама вышивка барджелло осуществляется либо с правой на левую сторону либо – с левой на правую, если узору необходимо повторение или он разветвляется от середины к бокам.

Во втором варианте, пред тем, как начать вышивку, необходимо нанести разметку на ткань. Особенно это рекомендуется сделать начинающим мастерица, для того чтобы определить курс вышивки узора частями.

Подытожим вышесказанное, для того, чтобы начать создание вышивки барджелло, следует:

  1. Осуществить подбор необходимо узора на основании схемы;
  2. Выбрать подходящий материал для вышивки и качественные нитки;
  3. Осуществить натяжение материала;
  4. Сделать разметку канвы согласно очертаниям подобранного схематического рисунка.

Характерные черты стежков

Самый используемым стежком в вышивке bargello является использование классического вертикально стежка, который осуществляет захват четырех вертикальных нитей тканевого основания. Наложение последующего стежка идет со смещением в бок на одну нитку основания, расположенную вертикально.

Смещение по вертикальной части идет на две нитки. Именно на основании такого стежка обе части изделия будут практически не различимы, что как раз и характерно для вышивки bargello. Данный стежок является основным. Но, не все схемы основываются на подобном шве.

Согласно схемы, стежочки в вышивке барджелло идут на увеличение либо уменьшение, в зависимости от того, что указано в выбранной схеме с орнаментом. Кроме этого, изменению может подлежать, и высота сдвига для последующего стежочка. Без изменений нужно оставить только уплотненность вышивания – это зачастую одна нитка основания среди двух стежков.

Когда вышивают, так называемым «квадратом», стежок идет горизонтально за счет того, сто процесс просто переворачивается.

В технике барджелло, применяют наклонные стежочки. Например, чтобы получить «елочку», необходимо скрестить нити у основы. Здесь им необходимо пройти под углом. Стежки располагаются как бы в зеркальном отражении. Елочка получится более объемной если сделать большой угол среди них. За счет подобного наложения вышивки, орнамент выходит рельефным.

Также в вышивке bargello, необязательно осуществлять скрещивание стежков. Они могут укладываться параллельны способом. За счет этого, некоторые детали барджелло принимают вид счетной глади. Чаще всего, таким способом и осуществляют вышивку части элементов bargello, создавая таким способом своеобразную окантовку для главного орнамента. В этом случае наложение косых стежков не способно передать всю прелесть такого вида рукоделия.

Базовые узоры

Базовые узоры

Данная флорентийская вышивка складывается из основных видовых мотивов. На основании схем формируются узоры, имеющие острые пики. Благодаря таким стежкам, в итоге мы имеем потрясающие узоры в виде молний и зигзагов. Вышиваются такие орнаменты по ширине.

В баржделло, ряды вышиваются сначала одним цветом, затем другим и по одному курсу. Каждый из последующих стежков, необходимо опустить либо поднять на пару ниток по отношению к предыдущему.

Флорентийская вышивка bargello не потребует от вас создания относительно одинакового орнамента. Все схемы предусмотрительно включают возможность некоторого сдвига узора, а также добавление в него новых оттенков.

Еще один популярный стежок bargello получается в результате зеркального отражения зигзага от верхней части к нижней. В результате, получаем полоску с ромбами, имеющими острые углы. Такой узор называют «карнация». Вышивается данный орнамент барджелло одним оттенок нитей относительно всей длины узора, после чего вводит другой тон.

Слегка усложненной схемой в вышивке bargello считают арки. Здесь их вид обусловлен расположением стежков сравнительно друг к другу. В работе вам поможет схема, которую можно перенести с бумажного основания на материал.

В зависимости от того, на сколько нитей осуществлен подъем стежков (на две, три и более), при этом осуществляя повтор в одной точке один раз, можно получить высокую либо узкую арку. Чтобы сделать широкую арку, характерную для техники барджелло, часть стежков повторяется на определенной высоте, после чего осуществляется их подъем на пару ниток в том месте, где основание повторяется без поднятия.

Вышивку барджелло зачастую сравнивают с племенем. Этот орнамент – самый популярны в данном виде рукоделия. Его создание – достаточно трудоемкий процесс для начинающих. Поэтому вначале, следует научиться выполнению предыдущих, более простых приемов, характерных для вышивки барджелло.

Так вам будет проще создавать подобный узор своими руками. Само по себе пламя выглядит как открытая арка. В таком узоре, одна крупная арка закрывается в нижней части аркой небольшого размера. В итоге получается зеркальное отражение. В середине узора делаются ряды со стежками отличного на пару тонов цвета от очертания.

Последующий ряд имеет различия с предшествующим еще на пару оттенков. Благодаря этому создаются восхитительные переливы популярного племени bargello.

Следующий орнамент, характерный для баржделло по своему виду напоминает чешую. Он делается на основании предыдущего узора – пламя. Он характеризуется более изысканными мотивами.

Чтобы вышить такой узор, подберите тоновый оттенок и приступайте к созданию первого контура. Очертанием подобной узора зачастую является фигура квадратной либо ромбовидной формы, края которых закруглены. Также сочетают ромбы и сердечка, выделяя каждый элемент контрастным оттенком нитей.

Данные фигуры вышиваются переливами, за счет которым создается выпуклость орнамента. Флорентийская вышивка с таким узором выглядит изумительно за счет интересного эффекта горбинок и вогнутых секторов.

Еще один эффектный орнамент, применяемый в технике bargello – калейдоскоп. Делается он на основании фигуры квадратной формы по технологии повторяющегося орнамента с учетом переворота процесса вышивки.

Для создания квадратной фигуры, нанесите разметку на основу в виде двух линий по косой. На их основании орнамент и будет повторяться. Первой вышивается треугольная фигура, находящаяся сверху. Далее, процесс необходимо перевернуть и работать уже с последующим треугольником.

Согласно технике барджелло, внутри квадратной фигуры идет вышивка одним оттенком нитей, по всей поверхности квадрата, а далее — другим. По итогу работы, мы получаем квадрат с четырехкратным повторением орнамента. Для создания узора посложнее, нанесите усложненную разметку на шесть, восемь или более составляющих.

Так у вас выйдет шикарный калейдоскоп в технике bargello. Начинающим следует повременить с вышивкой подобного орнамента и начать с более простых узоров. Изучите простой мастер-класс с легкими узорами и если вам удалось осилить такую технику, смело беритесь за сложные причудливые переливы.

Можно также попробовать использовать частичный повтор. При этом, отражение орнамента проходит с верхней части к низу либо с правой стороны на левую. Подобные узоры зачастую используют модификацию размера по краям. Таким образом получаются усложненные и, вместе с тем, утонченные комбинации.

Вышивка bargello помогает воссоздавать потрясающие эффекты на изделиях, которые восхищают с первого взгляда. Такие узоры обязательно требуют повторения. Пробуйте, повторяйте, ищите вдохновение в подборках цветовых сочетаний для создания оригинальных красочных переливов. Читайте еще: Вышивка бисером иконы.

Изучите подробный мастер-класс, на основании которого, вы сможете повторить пошаговые действия за опытными мастерицами. Проявите терпение, и у вас получатся замечательные предметы декора, которые станут эксклюзивной деталью в вашем интерьере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *